система оказания помощи детям с ОВЗ.pdf

 (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
 разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в
физическом и (или) психическом развитии;

 формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной
адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
 расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к
решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
 развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного
личностного общения в группе сверстников;
 обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг;
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной
ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особые образовательные потребности есть не у всех детей с ОВЗ, они будут
возникать только у той группы учащихся, у которых есть ограничения в
жизнедеятельности и функционировании (в обучении и применении знаний,
межличностном взаимодействии и общении, мобильности, самообслуживании и бытовых
действиях). Для реализации способностей этой категории детей и необходимо создавать
специальные условия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру
и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в
диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений,
требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения
или использования специальных образовательных программ. В зависимости от характера
нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения
и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
В связи с этим предусматриваются как вариативные формы получения
образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в
общеобразовательном классе или по индивидуальной программе, с использованием
надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия
специалистов сопровождения и организационные формы работы.
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение понимается как сложный
процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого
является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностика сущности
возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях ее решения; консультация на
этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе
реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в
образовательном учреждении являются:
 Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах
ребенка.
 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,
т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребенка, участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.

 Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к ее решению.
 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми
образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей,
включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса
о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные организации (классы, группы).
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи
сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление
затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование
здорового образа жизни.
Комплексное
психолого-медико-социальное
сопровождение
детей
с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе локального акта
«Положение о психолого-медико-социальном сопровождении учащихся МАОУ СОШ №
31» и включает следующую деятельность:
- психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их
особых образовательных потребностей и последующего составления маршрута
индивидуального и системного сопровождения учащихся;
- мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной
образовательной программы;
- разработку рекомендаций к составлению программ, ориентированных на
коррекцию физических и (или) психических недостатков детей с ограниченными
возможностями;
- корректировку коррекционных мероприятий.
Организационно-управленческой формой сопровождения является психологомедико-педагогический консилиум.
В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят педагог-психолог,
социальный педагог, учитель начальных классов, зам. директора по УВР, школьный
медицинский работник, родители (законные представители) ребенка, по необходимости
приглашаются педагоги – предметники.
Содержание направлений психолого-медико-педагогического сопровождения детей
с ОВЗ.
Направление
Виды деятельности
Диагностическая
работа • своевременное выявление детей, нуждающихся в
обеспечивает
своевременное специализированной помощи;
выявление детей с ограниченными • изучение развития эмоционально-волевой сферы
возможностями
здоровья, и личностных особенностей учащихся;
объективный подход к изучению • изучение социальной ситуации развития и
возможностей ребенка в условиях условий семейного воспитания ребенка;
образовательной
организации; • изучение адаптивных возможностей и уровня
ребенка
с
ограниченными
выступает инструментом контроля социализации
эффективности
проводимых возможностями здоровья;
комплексных
мероприятий, • анализ успешности коррекционно-развивающей
направленных на предупреждение работы.
или устранение неблагоприятных
факторов
в
образовательном

процессе
Коррекционно-развивающая работа
обеспечивает
своевременную
помощь в освоении содержания
образования
и
коррекцию
недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
условиях
общеобразовательной организации;
способствует
формированию
универсальных учебных действий у
учащихся
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных)

• выбор оптимальных для развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья методов и
приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
• организация и проведение индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития
и трудностей обучения;
• системное воздействие на учебно-познавательную
деятельность ребенка в динамике образовательного
процесса,
направленное
на
формирование
универсальных учебных действий и коррекцию
отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических
функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной
сферы ребенка и психокоррекцию его поведения;
• социальную
защиту
ребенка
в
случае
неблагоприятных
условий
жизни
при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная
работа • выработка
совместных
обоснованных
обеспечивает
непрерывность рекомендаций по основным направлениям работы с
сопровождения
детей
с учащимся с ограниченными возможностями
ограниченными
возможностями здоровья,
единых
для
всех
участников
здоровья и их семей по вопросам образовательного процесса;
педагогов
по
выбору
реализации дифференцированных • консультирование
психолого-педагогических условий индивидуально ориентированных методов и
обучения, воспитания, коррекции, приемов работы с учащимся с ограниченными
возможностями здоровья;
развития и социализации учащихся
• консультативная помощь семье в вопросах
выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного
обучения
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская • различные формы просветительской деятельности
работа
направлена
на (лекции,
беседы,
информационные
стенды,
разъяснительную деятельность по печатные
материалы),
направленные
на
вопросам,
связанным
с разъяснение участникам образовательного процесса
особенностями
образовательного — учащимся (как имеющим, так и не имеющим
процесса для данной категории недостатки в развитии), их родителям (законным
детей, со всеми участниками представителям), педагогическим работникам —
образовательного
процесса
— вопросов,
связанных
с
особенностями
учащимися (как имеющими, так и образовательного процесса и сопровождения детей
не
имеющими
недостатки
в с ограниченными возможностями здоровья;
развитии),
их
родителями • проведение тематических выступлений для
(законными
представителями), педагогов
и
родителей
по
разъяснению
педагогическими работниками
индивидуально-типологических
особенностей
различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Психолого-медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ реализуется поэтапно.
Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для
устранения дезорганизующих факторов.

Приведенные ниже этапы
учащихся осуществляются ежегодно.

психолого-медико-социального

сопровождения

Этапы психолого-медико-социального сопровождения учащихся
Сроки

Цель

I
этап Этап сбора
(апрельанализа
сентябрь)
информации

и

Ответственные

Виды деятельности

Результат данного этапа

Зам. директора
по УР,
фельдшер
ОВП,
социальный
педагог,
классные
руководители

Информационно-аналитическая
деятельность:
при поступлении вновь прибывших детей в пятый
класс и при переводе в следующие классы
проводится анализ заключений специалистов
различного профиля социальных партнеров
образовательной организации, собеседование со
специалистами школы (педагог-психолог, медик,
социальный педагог, классные руководители и
др.)
Организационно-исполнительская деятельность:
формируется списочный состав учащихся с ОВЗ.
Составляются и реализуются программы для
проведения коррекционно-развивающих занятий.
Классные руководители заполняют дневники
наблюдения, где фиксируются индивидуальные
особенности развития ребенка. Планируется
взаимодействие с социальными партнерами
Контрольно-диагностическая деятельность: в
течение года психолог проводит диагностические
процедуры, которые показывают динамику
развития каждого ребенка. Каждую четверть
заместителем директора по УР отслеживаются
результаты обучения детей с ОВЗ
Регулятивно-корректировочная деятельность: по
результатам диагностики учителям предлагаются
рекомендации по коррекции планов работы,
рабочих учебных программ. Принимаются
управленческие
решения
для
коррекции
недостатков в учебной деятельности

Оценка контингента учащихся для
учета особенностей развития детей,
определения специфики и их особых
образовательных потребностей; оценка
образовательной среды с целью
соответствия требованиям программнометодического
обеспечения,
материально-технической и кадровой
базы организации
Особым
образом
организованный
образовательный процесс, имеющий
коррекционно-развивающую
направленность

II
этап Этап
(октябрь - планирования,
май)
организации,
координации

классные
руководители

III
этап Этап
(апрельдиагностики
май)
коррекционноразвивающей
образовательной
среды
IV
этап Этап регуляции
(май
– и корректировки
сентябрь).

Зам. директора
по УР,
социальный
педагог
Зам. директора
по УР

Констатация соответствия планируемых
результатов
коррекционноразвивающей деятельности и данных,
полученных
в
ходе
оценки
эффективности созданных условий
Внесение необходимых изменений в
образовательный процесс и процесс
сопровождения детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
корректировка
условий
и
форм
обучения, методов и приемов работы

Таким образом, реализация психолого-медико-педагогического сопровождения
учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через организацию
работы ПМПк.
План реализации психолого-медико-социального сопровождения
учащихся
Мероприятия
Сроки
Ответственн
ые
Деятельность на этапе подготовки к консилиуму
Сбор информации о физическом состоянии ученика Сентябрь
Фельдшер
(изучение медицинских карт). Составление индивидуальной
ОВП
карты здоровья. Подготовка выписки для обсуждения на
консилиуме
Проведение необходимой диагностической работы:
Сентябрь
Социальный
педагог,
- собор сведений о ребенке у педагогов, родителей;
классные
- изучение результатов деятельности ребенка (тетради,
руководители
рисунки, поделки и т. п.);
- первичная диагностика для выявления группы «риска»;
- анализ результатов диагностики;
- подготовка материалов к консилиуму
Сбор информации о социально-педагогическом статусе Сентябрь
Социальный
учащегося:
педагог,
- составление социальным педагогом индивидуальной и
классные
групповой карты;
руководители
- изучение жилищно-бытовых условий, взаимоотношений в
семье;
- анализ социальной ситуации развития учащегося
Сбор информации о педагогических аспектах статуса Сентябрь
Классный
школьника (собственные наблюдения, беседы, анкетирование
руководитель
учащихся, педагогов-предметников, родителей)
В рамках подготовки к консилиуму:
Сентябрь
Учитель- установление усвоенного детьми объема знаний, умений,
предметник
навыков по данному предмету;
- выявление трудностей учащихся в обучении, и определение
условий, при которых эти трудности могут быть преодолены;
фиксирование
особенностей
личности
учащихся,
адекватность их поведения в различных ситуациях;
- участие в экспертных опросах на этапе диагностического
минимума;
- предоставление необходимой информации классному
руководителю, психологу, социальному педагогу
Предоставление необходимой информации социальному Сентябрь
Родители
педагогу и классному руководителю в рамках подготовки к
(законные
консилиуму
представител
и)
Организационная
помощь
в
проведении
основных Сентябрь
Директор,
диагностических мероприятий при подготовке к консилиуму
зам.
директора по
УВР
Деятельность в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
Организация работы консилиума, участие в его работе, Октябрь
Зам.
разработка
педагогических
аспектов
сопровождения
директора по
отдельного школьного коллектива
УВР

Предоставление участникам консилиума необходимой Октябрь
фельдшер
информации по конкретным ученикам и ученическим
ОВП
группам
Предоставление необходимой педагогической информации Октябрь
Учительпо конкретному предмету
предметник
Предоставление участникам консилиума необходимой Октябрь
социальный
информации по конкретным ученикам и ученическим
работник,
группам.
классный
Участие в разработке стратегии сопровождения.
руководитель
Планирование форм и направлений работы в рамках
конкретных учеников и ученических групп в целом
Разработка комплексного плана оказания ребенку психолого- Октябрь
социальный
медико-педагогической помощи с указанием этапов и
работник,
методов коррекционной работы.
классный
руководитель
Составление индивидуального маршрута сопровождения
учащегося, где отражаются пробелы знаний и намечаются
пути их ликвидации, способ предъявления учебного
материала, темп обучения и т.п.
Деятельность по реализации психолого-медико-педагогического консилиума
Встречи с зам. директора по УВР по обсуждению результатов Октябрь
Директор
консилиума
Помощь педагогам в разработке стратегий сопровождения.
В течение
Зам.
Консультирование
педагогом
по
методическим
и
года
директора по
содержательным вопросам
УР
При наличии показаний и с согласия родителей направляет В течение Фельдшер овп
ребенка в детскую поликлинику
года
Углубленная диагностика ребенка с ОВЗ по проблеме, В течение
заявленной теме ПМПк.
года
Пед.консилиу
м
Составление
психолого-педагогической
характеристики
учащегося с ОВЗ, где отражаются особенности его личности,
поведения, межличностных отношений с родителями и
одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального
развития и результаты учебы, основные виды трудностей при
обучении ребёнка.
Проведение
психокоррекционных,
развивающих
и
консультативных мероприятий со школьниками.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с
педагогами и родителями.
Консультирование администрации.
Планирование
работы
совместно
с
классными
руководителями, педагогами-предметниками.
Психологическое просвещение
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с В течение Социальный
педагогами и родителями.
года
работник
Консультирование администрации.
Планирование
работы
совместно
с
классными
руководителями, педагогами-предметниками.
Социально-диспетчерская
деятельность.
Разработка
индивидуальной стратегии педагогического сопровождения
Проведение конкретных форм воспитательной работы в В течение
Классный
рамках решения консилиума: наблюдение за учениками в
года
руководитель
учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); контроль

успеваемости и поведения учащихся в классе; формирование
микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы
каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
организация внеурочной деятельности, направленной на
развитие познавательных интересов учащихся, их общее
развитие.
Поддержание постоянной связи с учителями-предметниками,
школьным
психологом,
медицинским
работником,
администрацией школы, родителями.
Консультирование родителей и педагогов-предметников по
вопросам сопровождения школьников и ученических групп
Участие в групповых и индивидуальных консультациях, В течение
проводимых психологом, социальным педагогом, зам.
года
директора по УВР или школьным медиком.
Разработка индивидуальных стратегий педагогического
сопровождения конкретных школьников и ее последующая
реализация
Участие в групповых консультациях с психологом и В течение
педагогом по результатам консилиума. Сотрудничество с
года
психологом и классным руководителем в решении школьных
проблем ребенка

Учительпредметник

Родители
(законные
представител
и)

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени
его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медикопедагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и
возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных
представителей).
Для каждой группы детей выстраивается корреционно-развивающая работа,
направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей
деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого;
переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие
облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий
Категория детей с
Содержание коррекционно-развивающих
Ответственные
ОВЗ
мероприятий
Дети
с Индивидуальный
и
дифференцированный
Учителя,
коммуникативными
подход на уроках.
классные
Развитие навыков общения в социально- руководители
нарушениями
значимых ситуациях.
Развитие творческих и других способностей.
Побуждение
к
речевой
деятельности,
осуществление
контроля
за
речевой
деятельностью детей.
Дети,
имеющие Формирование
алгоритма
учебной
Учителя
диагноз
ЗПР
и деятельности.
Индивидуальный
подбор
учащиеся
в способов предъявления, выполнения учебного
общеобразовательном материала и оценки учебных заданий.
классе
Обучение детей (в процессе формирования
представлений)
выявлению
характерных,
существенных признаков предметов, развитие

Дети,
имеющие
диагноз
ЗПР
и
учащиеся
индивидуально

Дети с сенсорными
нарушениями

Дети с неглубокими
нарушениями
эмоциональноволевой сферы и
поведения

умений сравнивать, сопоставлять.
Индивидуально-групповые
коррекционные
занятия по развитию психических процессов.
Разделение
деятельность
на
отдельные
составные
части,
элементы,
операции,
позволяющее осмысливать их во внутреннем
отношении друг к другу.
Индивидуальный
подбор
способов
предъявления, выполнения учебного материала
и оценки учебных заданий. Формирование
алгоритма учебной деятельности.
Разделение
деятельность
на
отдельные
составные
части,
элементы,
операции,
позволяющее осмысливать их во внутреннем
отношении друг к другу.
Индивидуальные коррекционные занятия по
развитию психических процессов.
Участие во внеурочной жизни класса.
Развитие учебной деятельности с опорой на
ведущий тип восприятия.
Максимальное
использование
сохранных
анализаторов ребенка.
Занятия в сенсорной комнате.
Занятия по коррекции психоэмоциональной
сферы и произвольности.
Максимальное
использование
сохранных
анализаторов ребенка.
Осуществление ежедневного контроля как
родителей, так и педагогов, направленного на
формирование у ребенка самостоятельности,
дисциплинированности.
Терпение со стороны взрослого, сохранение
спокойного тона при общении.
Взаимосотрудничество учителя и родителей в
процессе обучения.
Укрепление физического и психического
здоровья.
Развитие общего кругозора.
Своевременное
определение
характера
нарушений, поиск эффективных путей помощи.
Четкое соблюдение режима дня (правильное
чередование периодов труда и отдыха).
Ритмичный повтор определенных действий, что
приводит к закреплению условно-рефлекторной
связи
и
формированию
желательного
стереотипа.
Заполнение всего свободного времени заранее
спланированными
мероприятиями
(ввиду
отсутствия
умений организовывать
свое
свободное время), планирование дня.
Формирование социально приемлемых форм
поведения и трудовых навыков.

Учителя,
классные
руководители

Учителя,
педагогпсихолог
Учителя,
классные
руководители

Дети со сниженными
интеллектуальными
способностями

Дети с дефицитом
внимания и низким
уровнем
самоконтроля
Дети с отклонениями
в психической сфере
(состоящей на учете
психоневролога,
психиатра,
психопатолога и др.)

Дети с нарушениями
речи

Четкие и короткие инструкции, контрольное
выполнение заданий (усложнять задания по
ходу коррекционных мероприятий).
Чередование различных видов деятельности.
Общественно значимый характер деятельности,
которая должна занимать большую часть
времени, что позволяет снизить пристрастие
этих обучающихся к разрушению
Объединение обучающихся в группы и
коллектив
Формирование
алгоритма
учебной
деятельности.
Индивидуальный
подбор
способов предъявления, выполнения учебного
материала и оценки учебных заданий.
Разделение
деятельность
на
отдельные
составные
части,
элементы,
операции,
позволяющее осмысливать их во внутреннем
отношении друг к другу.
Занятия
по
коррекции
и
развитию
познавательных процессов.
Щадящий режим (при необходимости).
Использование
более
медленного
темпа
обучения, многократного возвращения к
изученному материалу.
Продолжительность коррекционных занятий с
одним учеником или группой не должна
превышать 20 минут.
В группу можно объединять по 3 — 4 ученика с
одинаковыми проблемами
в развитии и
усвоение школьной программы или сходными
затруднениями в учебной деятельности.
Учёт
возможностей
обучающегося
при
организации коррекционных занятий: задание
должно лежать в зоне умеренной трудности, но
быть доступным.
Увеличение
трудности
задания
пропорционально возрастающим возможностям
обучающегося.
Создание ситуации достижения успеха
на
индивидуально-групповом занятии в период,
когда обучающийся еще не может получить
хорошую оценку на уроке.
Использование системы условной качественноколичественной
оценки
достижений
обучающегося.
Обязательная работа с логопедом.
Создание и поддержка развивающего речевого
пространства.
Соблюдение своевременной смены труда и
отдыха (расслабление речевого аппарата).
Пополнение активного и пассивного словарного
запаса.

Учителя,

Учителя

Учителя,
социальный
педагог

Учителя,

Дети с нарушением
опорно-двигательного
аппарата (способные
к самостоятельному
передвижению
и
самообслуживанию, с
сохранным
интеллектом)

Сотрудничество с родителями обучающегося
(контроль за речью дома, выполнение заданий
логопеда).
Корректировка
и
закрепление
навыков
грамматически правильной речи (упражнения на
составление словосочетаний, предложений,
коротких текстов).
Формирование адекватного отношения к
речевому нарушению.
Стимулирование активности в исправлении
речевых ошибок.
Коррекционная направленность всего процесса
обучения.
Возможная
психолого-педагогическая
социализация.
Посильная трудовая реабилитация.
Полноценное, разноплановое воспитание и
развитие личности обучающегося.
Комплексных
характер
коррекционнопедагогической работы.
Раннее
начало
онтогенетические
последовательного воздействия, опирающегося
на сохранные функции.
Организация работы в рамках ведущей
деятельности.
Наблюдение за обучающимся в динамике
продолжающегося психоречевого развития.
Тесное взаимодействие с родителями и всем
окружением обучающегося.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и
психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и
групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки
учащихся. Однако указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в
каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно учащегося соответствующего
класса, а учителя. На долю же каждого учащегося приходится в неделю от 15 до 30 минут,
поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех
обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не
допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе
фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается
ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на
индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал
вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной
возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во
внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работает
психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная
работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В
связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на
общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей

учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить
таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.
При организации коррекционных занятий специалист исходит из возможностей
ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так
как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику
субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем
трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям
ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки,
этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с
программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации имеет
проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со
всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и
не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Таким образом, психолого-медико-социальное сопровождение ребенка с
ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную
технологию психолого-медико-социальной поддержки и помощи ребенку и родителям в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов
разного профиля, действующих координировано.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной
образовательной
программы,
корректировку
коррекционных
мероприятий
осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по
итогам четверти, полугодия, учебного года.
Мониторинговая деятельность предполагает:

отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности
индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Психолого-медико-педагогический
консилиум
анализирует
выполнение
индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися,
дает рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума
- выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения
общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей
активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и
речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной
деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоциональноличностного развития. Коррекционная работа ведется в тесном сотрудничестве с семьей
ученика.
Программа мониторинга динамики развития детей, их успешности в освоении
основной образовательной программы
Направления
Сроки
Ответственные
Результаты стартовой диагностики предметных умений
Сентябрь
Зам. директора
по УР
Готовность учащихся 1-х классов к обучению в школе
Сентябрь
Кл. руководитель
социальный
педагог
Психологическая
адаптация
первоклассников
к
Октябрь
Кл. руководитель
обучению в школе
социальный
педагог

Психологическая адаптация пятиклассников к новым
условиям обучения
Особенности классных коллективов 7-х классов

Ноябрь

Причины проблем в обучении и поведении учащихся 8х классов

Декабрь

Сформированность
учащихся 9-х классов

Февраль

профессионального

Психологическая готовность
учащихся 9-х классов

к

сдаче

плана
экзаменов

Учебные результаты по итогам четверти
Результаты предметных и метапредметных умений на
соответствие требованиям ФГОС ООО
Особенности социализированности и воспитанности
учащихся
Тематические умения и навыки по предметам по
окончании темы
Динамика показателей здоровья учащихся
Анализ социальной ситуации развития учащегося

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Сентябрьоктябрь

Мартапрель
По
окончании
четверти
В конце
года
В конце
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года

Кл. руководитель
социальный
педагог
Кл. руководитель
социальный
педагог
Кл. руководитель
социальный
педагог
Кл. руководитель
социальный
педагог
Кл. руководитель
, социальный
педагог
Зам. директора
по УР, классный
руководитель
Зам. директора
по УР
Классный
руководитель
Учительпредметник
Фельдшер ФАП
п. Первомайский
Социальный
педагог


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».