Положение о реализации инклюзивного образования.pdf

ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации инклюзивного образования (об организации обучения детей с
ОВЗ) в МБОУ СОШ № 21
Общие положения
1.1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых
конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием
здоровья.
1.2. Настоящее положение направлено на обеспечение реализации прав детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей с инвалидностью, на получение
образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптации в условиях
общеобразовательной организации.
1.3. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» (п. 27 статья 2, ч.4, 5
ст. 79, ч.3 ст. 55), приказами Министерства образования и науки РФ и управления
образования.
1.4. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ:
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование

специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья.
1.5. Образование детей с ОВЗ организуется с учетом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (далее ПМПК), а для инвалидов и с учетом
индивидуальной программы реабилитации (ИПР).
1.6. Задачи инклюзивного образования:

Развитие образовательной среды, способствующей гармоничному развитию
детей, имеющих разные стартовые возможности;

Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и
социального окружения;

Создание условий для развития потенциальных возможностей детей с
особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми
сверстниками;

Создание педагогической системы, центрированной на потребностях
ребенка и его семьи;

Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и
социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

Организация
системы
эффективного
психолого-педагогического
сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностикоконсультативное,
коррекционно-развивающее,
социально-трудовое
направления
деятельности;

Формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
инклюзивный образовательный процесс;

Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с
особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в
процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к
особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного
воспитания.
2.
Организация учебного процесса
2.1. Инклюзивное образование реализуется в МБОУ СОШ №21 на основании
Устава ОО, приказов руководителя ОО и на основании настоящего Положения.
2.2. Для реализации инклюзивного образования в ОО оборудуются помещения,
приспособленные для занятий.
2.3. Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется
Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, Уставом и осуществляется на основании
личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и с учетом рекомендаций
ПМПК по созданию специальных условий образования.
2.4. Обязательным условием организации инклюзивного образования является
организация психолого-медико-педагогического консилиума в ОО (далее ПМПк) для
проведения диагностики детей с ОВЗ и составления рекомендаций по включению ребенка
с ОВЗ в образовательный процесс и взаимодействия с ПМПК.
2.5. Содержание образовательного процесса в классах, реализующих
инклюзивное образование, определяется программами для общеобразовательных
учреждений, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и

расписание занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждения
самостоятельно, а также адаптированной образовательной программой и/или
индивидуальным учебным планом для ребенка с ОВЗ.
2.6. Индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ и/или адаптированная
образовательная программа разрабатывается и утверждается ПМПк на основании
рекомендаций ПМПК, а для ребенка-инвалида и с учетом ИПР, с обязательным учетом
мнения родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ. Индивидуальный учебный
план ребёнка является приложением к договору, заключаемому между администрацией
ОО и родителями (законными представителями) ребенка.
2.7. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую
четверть. ПМПк школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план
изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей). В
индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ включаются следующие пункты:

Организация индивидуального режима (снижение объема заданий, и др.);

Организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей
учащихся с особыми образовательными потребностями;

Организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей
предметной направленности;

Организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных
коррекционно-развивающих занятий с психологом;
2.8. Перевод детей с особыми образовательными потребностями в следующий
класс осуществляется на основании решение ПМПк общеобразовательного учреждения.
2.9. Выпускникам ОО, успешно прошедшим государственную итоговую
аттестацию, в установленном порядке выдается документ государственного образца об
уровне образования:
1)
При основном общем образовании – аттестат об основном общем
образовании;
2)
При среднем общем образовании – аттестат о среднем общем образовании.
Согласно приказа Минобрнауки России от 14 октября 2013 года № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»,
выдается в установленном порядке свидетельство государственного образца.
2.10. Предельная наполняемость класса инклюзивного образования составляет не
более 25 детей, при этом количество детей с ограниченными возможностями здоровья
может составлять не более 30% в зависимости от тяжести и сложности ограничений его
основных категорий жизнедеятельности.
2.11. Обязательные штатные единицы в штатном расписании:

Психолог

Социальный педагог
3.
Взаимодействие ОО с ресурсными центрами (организациями)
3.1. ОО в процессе реализации инклюзивного образования, в своей деятельности
на основе договорных отношений взаимодействуют с ПМПК и другими ресурсными
организациями и учреждениями, в том числе с центрами психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи.
3.2. ПМПК в целях психолого-педагогического сопровождения инклюзивного
образования и выработки рекомендаций по поводу дальнейшего обучения детей с ОВЗ
осуществляют следующие функции:

Обеспечение
квалификационной
психолого-педагогической
оценки
особенностей и динамики развития детей с ОВЗ по запросу школы.


Организацию консультирования сотрудников школы по вопросам
совместного обучения (воспитания) детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей, не имеющих таких ограничений.

Обеспечение проведения обучающих семинаров для специалистов и
администрации школы по вопросам инклюзивного образования.
3.3. Общеобразовательная
организация
сотрудничает
с
ресурсными
организациями и осуществляет следующие функции:

Назначение ответственного сотрудника ОО (координатора по инклюзивному
образованию) для взаимодействия с ПМПК.

Обеспечение систематического участия педагогов и специалистов ОО в
семинарах, рабочих совещаниях, тренингах по вопросам инклюзивного образования.

Учет рекомендаций специалистов Центра в организации совместного
обучения (воспитания) детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.

Содействие специалистам ПМПК в проведении на базе ОО психологопедагогических обследований.

Соблюдение конфиденциальности отношении результатов обследования
ребенка.

Участие в теоретических и практических
семинарах, конференциях,
круглых столах с целью повышения профессионального уровня педагогов и психологов.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».