ПОЛОЖЕНИЕ о реализации инклюзивного образования (об организации обучения детей с ОВЗ) в МБОУ СОШ № 21 Общие положения 1.1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья. 1.2. Настоящее положение направлено на обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с инвалидностью, на получение образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптации в условиях общеобразовательной организации. 1.3. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» (п. 27 статья 2, ч.4, 5 ст. 79, ч.3 ст. 55), приказами Министерства образования и науки РФ и управления образования. 1.4. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ: Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1.5. Образование детей с ОВЗ организуется с учетом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (далее ПМПК), а для инвалидов и с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР). 1.6. Задачи инклюзивного образования: Развитие образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности; Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; Создание условий для развития потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; Создание педагогической системы, центрированной на потребностях ребенка и его семьи; Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения; Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностикоконсультативное, коррекционно-развивающее, социально-трудовое направления деятельности; Формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих инклюзивный образовательный процесс; Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания. 2. Организация учебного процесса 2.1. Инклюзивное образование реализуется в МБОУ СОШ №21 на основании Устава ОО, приказов руководителя ОО и на основании настоящего Положения. 2.2. Для реализации инклюзивного образования в ОО оборудуются помещения, приспособленные для занятий. 2.3. Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, Уставом и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и с учетом рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий образования. 2.4. Обязательным условием организации инклюзивного образования является организация психолого-медико-педагогического консилиума в ОО (далее ПМПк) для проведения диагностики детей с ОВЗ и составления рекомендаций по включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс и взаимодействия с ПМПК. 2.5. Содержание образовательного процесса в классах, реализующих инклюзивное образование, определяется программами для общеобразовательных учреждений, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и расписание занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждения самостоятельно, а также адаптированной образовательной программой и/или индивидуальным учебным планом для ребенка с ОВЗ. 2.6. Индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ и/или адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается ПМПк на основании рекомендаций ПМПК, а для ребенка-инвалида и с учетом ИПР, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ. Индивидуальный учебный план ребёнка является приложением к договору, заключаемому между администрацией ОО и родителями (законными представителями) ребенка. 2.7. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. ПМПк школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей). В индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ включаются следующие пункты: Организация индивидуального режима (снижение объема заданий, и др.); Организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями; Организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей предметной направленности; Организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом; 2.8. Перевод детей с особыми образовательными потребностями в следующий класс осуществляется на основании решение ПМПк общеобразовательного учреждения. 2.9. Выпускникам ОО, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, в установленном порядке выдается документ государственного образца об уровне образования: 1) При основном общем образовании – аттестат об основном общем образовании; 2) При среднем общем образовании – аттестат о среднем общем образовании. Согласно приказа Минобрнауки России от 14 октября 2013 года № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам», выдается в установленном порядке свидетельство государственного образца. 2.10. Предельная наполняемость класса инклюзивного образования составляет не более 25 детей, при этом количество детей с ограниченными возможностями здоровья может составлять не более 30% в зависимости от тяжести и сложности ограничений его основных категорий жизнедеятельности. 2.11. Обязательные штатные единицы в штатном расписании: Психолог Социальный педагог 3. Взаимодействие ОО с ресурсными центрами (организациями) 3.1. ОО в процессе реализации инклюзивного образования, в своей деятельности на основе договорных отношений взаимодействуют с ПМПК и другими ресурсными организациями и учреждениями, в том числе с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 3.2. ПМПК в целях психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и выработки рекомендаций по поводу дальнейшего обучения детей с ОВЗ осуществляют следующие функции: Обеспечение квалификационной психолого-педагогической оценки особенностей и динамики развития детей с ОВЗ по запросу школы. Организацию консультирования сотрудников школы по вопросам совместного обучения (воспитания) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Обеспечение проведения обучающих семинаров для специалистов и администрации школы по вопросам инклюзивного образования. 3.3. Общеобразовательная организация сотрудничает с ресурсными организациями и осуществляет следующие функции: Назначение ответственного сотрудника ОО (координатора по инклюзивному образованию) для взаимодействия с ПМПК. Обеспечение систематического участия педагогов и специалистов ОО в семинарах, рабочих совещаниях, тренингах по вопросам инклюзивного образования. Учет рекомендаций специалистов Центра в организации совместного обучения (воспитания) детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Содействие специалистам ПМПК в проведении на базе ОО психологопедагогических обследований. Соблюдение конфиденциальности отношении результатов обследования ребенка. Участие в теоретических и практических семинарах, конференциях, круглых столах с целью повышения профессионального уровня педагогов и психологов. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)